*

О родном татарском языке

Сложно поверить в это, но это так — в городе Казани, столице Республики Татарстан, в одном из крупнейших культурных центров страны, в духовной столице татар всего мира, практически нет возможности для приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре татарского народа.

Я столкнулась с этой проблемой, когда у самой появился малыш, и желание привить ему культуру родного народа стало особенно сильным еще и потому, что я состою в так называемом «смешанном» браке. Конечно, от меня, матери, зависит — будет ли говорить мой сын на татарском языке, полюбит ли татарскую музыку и поэзию, станет ли ему близка культура матери…

В Казани свои программы для детей до 3 лет предлагают три культурных учреждения: Казанский цирк, Государственная филармония и театр кукол «Экият». Лишь последний из перечисленных имеет программу для малышей на татарском языке.

Татарский государственный театр кукол «Экият» — собственно, первое государственное учреждение культуры, с которого начинается для маленького татарстанца знакомство с волшебным миром культуры. Скоро наши малыши получат возможность войти в настоящий дворец сказки — макет будущего театра кукол действительно впечатляет. Только хотелось бы еще, чтобы оправдались надежды наших детей познакомиться в этом театре с народными сказками, произведениями татарских классиков и на родном языке.

Но дело в том, что театр кукол «Экият», одно из ведущих государственных учреждений культуры в городе Казани, главной задачей которых и является удовлетворение культурных потребностей населения, свертывает свои программы на татарском языке.

После открытия театрального сезона я с удивлением обнаружила, что в репертуаре театра из 30 спектаклей количество постановок на татарском языке можно пересчитать на пальцах одной руки. В афише октября и декабря – ни одного спектакля на татарском языке, в ноябре – один – «Мактанчык этэч», и тот в неудобное время в 14.00 часов — большинство малышей в это время спят. Кстати, те, кто хочет сводить своего ребенка на новогоднюю елку на татарском языке, – торопитесь: единственное новогоднее представление на татарском языке в театре кукол «Экият» в декабре состоится в один единственный час в понедельник (!) 22 декабря.

Тогда как в том же декабре ваш ребенок может посмотреть в этом театре 16 различных русскоязычных постановок и 17 новогодних представлений в любое удобное время: в 10, в 12.30 или в 15 часов. К счастью, мой ребенок хорошо понимает и говорит по-русски, пока так же, как и по-татарски. Но возникает ощущение, что я пытаюсь научить его татарскому языку и привить родную культуру «вопреки» и «несмотря на».

В телефонном разговоре один из руководителей театра сообщил мне, что на спектакли на татарском языке нет спроса. Это при том, что билеты раскупаются уже в первые дни продаж, несмотря на отсутствие татарских спектаклей в афишах?

Остается только удивляться уровню менеджмента этого учреждения и недоумевать относительно государственной политики Республики Татарстан в сфере культуры. Разрабатывали ли ее? Видимо, нет. Тогда не сетуйте, господа, на то, откуда берутся у нас манкурты, бездуховная молодежь. Мы сами ее формируем. С малых лет. Спектаклями, в которых «летели гуси-лебеди по небу, как фанера над Парижем…» и на которые больше водить ребенка не хочется. Да выбора нет…

В этой связи хочется поблагодарить Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан и лично Анатолия Шутикова за глоток воздуха для малышей, которым является «Музыкальный букварь Мальвины».

Эльза ТАТАРСКАЯ.


Заберите себе:

в Twitter в Facebook ВКонтакт В Google Buzz в ЖЖ В Мой Мир в Я.ру

Читайте также:

Комментариев 36 на статью “О родном татарском языке”

  1. Ханифа |

    Эльзя, Вы чудо. Ваш набат, думаю, нужен для того, чтобы будить наших (возможно не все узколобые или трусливые) татарских руководителей. Не поднимают они национальное самосознание татар через культуру, через образование, через те же русскоязычные СМИ, потому этого самосознания у них у многих самих нет, а гнать их метлой некому.Всем бы колбасу, бутылку вина-водки-пива и жизнь хороша!

    Действительно, приезжаешь и не можешь найти татарскую Казань, летом -в туристический сезон — театры на татарском языке полностью вымирают, и сходить некуда, чтобы приобщиться к татарскому искусству на татарском языке.

    Эльзя, Вы еще чудо потому, что молодые мамы-татарки в городах и деревнях не читают своим детям книги на татарском языке.Об этом не говорят ежедневно по радио, телевидению, надо говорить обязательно с русскоязычных СМИ. Об этом не говорят в русскоязычных школах.Татарские книги, выпущенные в 2005 году в мизерных тиражах пылятся на полках магазинов, в крошечных отделах крупных книжных магазинов.В частности города Лениногорска. Лично я скупила 10 книг (не детских) на татарском и русском языках о татарах, Татарстане, и подарила своим друзьям и родным.И радуюсь, потому что, думаю, принесла радость другим людям.Надо приучать людей к нашим книгам. Они за советское время привыкли к Заветам Ильича а сегодня выписывают Ярмарку.В остальное время занимаются простым выживанием. Хотя последнее — просто отговорка.

    Мое частное наблюдение: простояла в книжном магазине г.Лениногорска возле крохотного отдела татарской литературы (и там же касса для всего магазина). За один час подошли три мамы, две были русские, одна татарочка с двумя малыми 4-6 лет двумя детьми. Так вот эта татарочка-мама закупила несколько детских книжек и все были на русском языке и не татарских авторов. На мой вопрос «а Вы покупаете,читаете своим детям на татарском языке книги»? — был ответ,-»нет, не читала ни разу, а зачем?» И ушла.

  2. Хакимхан |

    Минем тирэн фикерем буенча, татарларнын аерым хокумэтен булдырмыйча, татарнын телен дэ, мэдэниэтен дэ саклап калып булмыйачак. Шуна курэ, татар халкы узе сайласын килэчэктэ кайсы юл белэн барырга. Куп вакыт сайланган ансат юл отышсыз булып чыга. Шул сэбэптэн, халкыбызнын алдынгы зыялылары, акыл иялэре урман чытыры аша юл яралар. Бу бик тэ авыр эш. Лэкин отыш шунда гына. Менэ эле дэ мин, татар язмасына хас булмаган кирилица шрифтын файдаланам. Латиницада андый хэреф алмаштырулар булмас иде, дип уйлыйм. Аллага шокер, кул язмаларымны кирилицадан латиницага эйлэндеру табасы кулыма элэкте. Телэгэн миллэттэшлэремэ анын тиндэшен (копиясын)дэ бирэ алам. Уфа шэхэре, Тел. 89177779334.

  3. Руслан |

    Вот так-то вам всем, заслужили. Клеветали на СССР, что мол татарский язык там зажимают, а теперь уперлись в суровый капитализм, в котором все определяет рынок, быть языку или не быть. В СССР культурные программы на татарском языке поддерживались вопреки спросу, ибо рынка не было. В СССР и газет на татарском языке было больше, чем в нынешней кап. России, и все потому, что капиталисту выгоднее печатать издание на том языке, который знает большинство населения. Такова суровая правда жизни.
    Мне самому очень печально наблюдать, как в России (и не только) вымирают национальные языки. Только вот людей, которые клеветали и ныли по поводу того, как в ужасном тоталитарном СССР зажимали нац. языки, а теперь хлебнули прелестей капитализма, не жалко.

  4. Руслан |

    Ханифа, вы писали:
    «Ваш набат, думаю, нужен для того, чтобы будить наших (возможно не все узколобые или трусливые) татарских руководителей. »

    К сожалению, вы демонстрируете очень наивный взгляд на положение вещей. Татарскому капиталистическому правительству на татарский язык абсолютно наплевать, и не потому, что они «злобные предатели, продавшиеся Москве», просто такова объективная реальность. Капиталисты будут поддерживать и развивать национальный язык только в том случае, если это будет им выгодно. Если бы татарский президент взял бы курс на сепаратизм, тогда он стал бы поддерживать татарский язык и татарский национализм, только вот такая эгоистичная поддержика ничего не дала бы татарскому народу. А сегодня Шаймиеву выгоднее дружить с Москвой, поэтому и татарские программы поддерживаются для галочки, поскольку это им не нужно. Все решает рынок, а рынок ориентируется на языки, которыми владеет большинство слоев населения, то есть русский. Таким образом вымирание татарского языка — это объективный процесс в сегодняшней капиталистической России. Этот процесс можно остановить либо Шаймиев, если это ему станет выгодно, то есть он возьмет курс на сепаратизм и зальет кровью татар весь Татарстан, как чеченские правители залили кровью чеченцев Чечню. Либо — народ, если совершит еще одну социалистическую революцию. Только при социализме национальные языки будут иметь поддержку государства и общества.

  5. Чингисхан |

    Руслану. А вы не помните, при каком строе самостоятельность татарской школы была уничтожена, рукописи и книги на прежнем алфавите уничтожены ?

  6. Ришат |

    Руслан | Март 26th, 2009 at 2:42 пп
    Вот так-то вам всем, заслужили. Клеветали на СССР, что мол татарский язык там зажимают, а теперь уперлись в суровый капитализм, в котором все определяет рынок, быть языку или не быть.
    ———
    Ныне популярная версия и глубоко ошибочная.
    Для татар в капитализме нет ничего ущемляющего их национально-культурные права, как и в социализме тоже. Мы имеем дело с иной версией этих формаций, структур общества, чем в странах Европы. У нас в России происходит перерастание одного и того же явления через различные формации, капитализм-социализм-капитализм. Название этого явления — Империя. Это она высасывает кровь из малых народов страны, потому что это принцип её существования. Она по-другому не может, любая Империя под это заточена, будь она Австро-Венгерской или Отоманской. В период советской власти татары дважды поменяли алфавит, в результате новые поколения полностью потеряли связь с культурным прошлым своего народа. Десятки тысяч томов литературы оказались не востребованы, многие из них были сожжены коммунистами.
    При царе татары имели куда больше прав в культурном, языковом плане, чем в СССР. Именно при коммунистах татары оказались в таком плачевном положении с родным языком. Советская Империя оказалась гораздо эффективнее царской в разрушении культуры татар, не последнюю роль здесь сыграла борьба с религией. Для русских антирелигиозная борьба тоже нанесла большой ущерб, но язык их не только потерял, а приобрел, благодаря политике полного добровольно-принудительного перехода всех народов на русский, как язык межнационального общения.
    Возврата в советское прошлое, конечно, не будет. Но забывать о том колоссальном уроне, что понес татарский народ при СССР нельзя.

  7. Япанча |

    «Татарскому капиталистическому правительству на татарский язык абсолютно наплевать…»

    Уважаемый Руслан. Если б капиталистическому! Да в том и беда, что нету у нас капиталистического правительства. А есть братки и паханы. А вот браткам — уж точно наплевать. Они корежат наш город, строят в историческом центре свои особняки, они на деньги, выделенные на благоустройство город в честь 1000летия, строят ипподром. Да еще предлагают нам гордиться, что у нас в Казани — самый большой ипподром в Европе! Оно и верно, Англия, Германия такой роскоши позволить себе не могут. Капиталисты, блин, жмоты! А Татарстан с голым задом — легко!

    Братки закупают на миллиарды баксов игроков НХЛ, НБА, месячная зарплата одного из которых равна годовыму бюджету РКБ!!!
    Сказали бы мне такое лет двадцать назад, решил бы, что это из какой-то черной антиутопии.

    Зато братки ничего не имеют против того, чтобы пацаны из нищих пятиэтажек на митингах горланили «Азатлык!» Это — можно. Даже иногда нужно, чтобы лишний раз центр шантажнуть.

    Так что сосьялизм тут ни при чем.

  8. Руслан |

    «А вы не помните, при каком строе самостоятельность татарской школы была уничтожена, рукописи и книги на прежнем алфавите уничтожены ?»

    Эээ… при феодальном? Царь Иван это затеял и его продолжители.

    Ришат:
    «Название этого явления — Империя. Это она высасывает кровь из малых народов страны, потому что это принцип её существования. »

    Вы абсолютно правильно сказали про империю. Только вот империализм и социализм — вещи совершенно ортогональные. Не слушайте вы разных русских националистических проституток, которые говорят про «красную империю». Не был СССР империей, империя не может существовать при социализме. СССР был до определенного времени (пока власть не захватили номенклатурные паразиты) государством трудового народа. В котором права национальных меньшинств не уменьшались, а наборот, происходила борьба с русским великодержавных шовинизмом.
    Но в чем-то я с вами согласен. Поздний СССР (и даже не очень, уже с 50-ых годов где-то) в самом деле стал напоминать в чем-то империю, в которой власть принадлежала партократам. И тогда да, начало происходить ущемление прав нац. меньшинств, в том числе и татарского народа. Но нужно понимать, что эта практика ничего общего с социализмом не имеет. Это было вызвано отступлениями от марксизма, собственно из-за этого СССР и развалился. Вы думаете, Ленин допустил бы насаждения великорусских шовинистических идей? Почитайте про отношение Ленина к нац. вопросу, тогда поймете, насколько русских шовинизм был противен Ленину.

    Япанча
    «Да в том и беда, что нету у нас капиталистического правительства. А есть братки и паханы. А вот браткам — уж точно наплевать. Они корежат наш город, строят в историческом центре свои особняки, они на деньги, выделенные на благоустройство город в честь 1000летия, строят ипподром.»

    Не хочется вас разочаровывать,но те братки, о которых вы говорите — и есть самые настоящие капиталисты. И они ничем не отличаются от своих европейских собратьев. Просто они находятся в других экономических и социально-политических условиях (чем и вызвана их криминализация). Не нужно придумывать новых определений. Капиталист — это человек, владеющий производственными фондами и использующий наемную рабочую силу для приумножения капиталла. Ваши «братки» под это определение вполне попадают. Значит, это капиталисты, а тот строй, который у нас в Татарстане и в России — капитализм. Да, он отличается от европейского, но это обусловлено, повторюсь, политическими и экономическими факторами, не более того.

  9. Али |

    Руслан, вы что-то путаете. До 30-х годов 20 века, пока коммунисты не начали гнобить язык, татары писали по арабски. В конце 19 — начале 20 века татары были самой продвинутой мусульманской нацией — это находясь в царской России! Причем все делалось не на деньги государства, а меценаты помогали. СМИ было больше чем сейчас. А коммунисты решили покончить с татарами совсем — мулл и купцов убивали, голод организовали и т.д. Десятками тысяч бежала татарская интеллегенция из гребаного СССР. И нынешняя татарская деградация — плод усилий коммунистов-безбожников. За почти 400 лет не было такого, но эти сволочи за 70 лет смогли кровью и железом выкорчевать как веру, так и язык с культурой.

  10. Руслан |

    Али
    В ваших словах слишком много иррациональной ненависти к нашему советскому прошлому. Эта ненависть основана на необъективных сведениях, которыми вы располагаете.
    Вы сами сказали, что это начало происходить после 30ых годов. Тогда как раз Сталин взял курс на русификацию всего и вся. Сделал он это не от своег личного шовинизма какого-то там, просто он решил, что в тех условиях опора на шовинизм необходима, чтобы выстоять в страшной борьбе против империалистических держав. Не нам осуждать, правильно ли это было — когда враг стоит в нескольких километрах от Москвы, ситуация, уверяю вас, представляется совершенно иной, нежели отсюда, с наших офисов. Но скорее всего, это было все-таки неправильно. Потому что именно тогда были заложены те губительные механизмы, котоыре привели к развалу нашей страны.
    По поводу религии — она, как известно, опиум для народа. Борьба происходила не только с исламом, но в той же степени (и даже больше) с русским православием. То, что служит оболваниванию народа нельзя относить к культурному достоянию. Поэтому борьба с религией нужна, причем с любой.
    По поводу купцов — то были капиталисты и кровопийцы, сосавшие кровь у трудового народа. Опять-таки, репрессировали не только татарский бизнес, но капитализм вообще. Вы же не возражаете, когда карманнику дают срок? А ведь это тоже репрессия. Капиталист ничем не отличается от карманника, он точно также грабит своих рабочих, присваивая прибавочную стоимость. Просто его деятельность защищена законами буржуазного государства, то есть сей грабительской деятельности придан вид законности.
    К сожалению, излюбленной практикой капиталистов является делению людей по национальному признаку. Сегодня например татарский национальный капиталл пытается использовать национальный вопрос для своего укрепления (то, что из этого ничего не выходит — другой вопрос). Нет ничего более страшного и ужасного, когда простые люди начинают друг друга убивать из-за цвета кожи, религии или нации. И за всем этим стоят соответствующие капиталистический группировки, которые руками рабочих дерутся друг с другом за прибыли и власть

  11. Али |

    Руслан, вы зазмобированы каким-нибудь Кара-Мурзой или Лениным. Опиум для народа, купцы — кровопийцы — вы вообще о чем?? Такое ощущение, что какого-нибудь политрука обкома слушаю. Поймите, все ваши коммунистические иделы и конструкции давно сгнили и остались на свалке истории, потому были полностью искусственны. И репрессии, убийства и так далее, как бы вы их «страшной борьбой с капитализмом» не оправдывали (посмотрел бы я на вас если у вас жену или детей убили, как бы вы коммунизм защищали) — это все гробовое клеймо на коммунизме.

  12. Руслан |

    Али, сожалею, но зомбированы именно вы (Кара-Мурза никакого отношения, кстати к комунизму не имеет). Спорить с вами я не хочу, потому что бесполезно. По поводу гнили — это как раз капитализм уже давным давно сгнил, его место на свалке истории, а поддерживается сей труп искусственно. Примером тому является данный кризис. Человечество давно стучится в коммунизм, это наше будущее. И другого будущего быть попросту не может — либо коммунизм, либо конец человечества в очередной империалистической мирвой войне (которая, если только поизойдет, будет вестить с примнением ЯО).
    Посмотрите на Европу. Там есть целые кварталы, которые, обособившись от власти, создают коммуны, то есть живут фактически при коммунизме. Коммунизм — это всеобщее равенство, это всеобщая свобода. Да, на этапе становления репрессий не избежать, но эти репрессии многократно ниже тех, которые ежегодно устраивают капиталисты во всем мире, и направлены они на отжившие классы, которые противостоят прогрессу человечества, держат его в наемном рабстве.
    Коммунизм — это будущее человечества. Люди или построят коммунизм, или будут уничтожены.

  13. Япанча |

    Руслан: «То, что служит оболваниванию народа нельзя относить к культурному достоянию…»

    Ну зачем же такой лобовой атеизм времен Ярославского-Губельмана.
    А что, Сикстинская капелла или мавзолей Тадж Махал не культурное достояние? А что тогда культурное достояние? Останкинская телевышка или Черный квадрат Малевича?

  14. Али |

    «Люди или построят коммунизм, или будут уничтожены.»
    )))))))))))))))))))))))))))))))))))

  15. Руслан |

    Али, вы прекрасно поняли, что я хотел этим сказать :) Будут уничтожены капиталистами в мировой войне. Кстати, новая мировая война очень даже вероятна. Сейчас зреет имперский центр в России, который противопставляется американскому империализму, Китай подтягивается, и Германия снова говорит о своих имперских амбициях… Ничего не напоминает?

    Япанча
    Вы не совсем правильно меня поняли. Религия является составляющей культуры, но из этого не следует, что люди должны быть непременно верующими. Например, в советские времена издавались большими тиражами и Коран, и Библия. Я читал и то, и другое — как литературное произведение Коран к примеру очено интересен. Плохо то, что вероющими людьми очень легко управлять, поэтому капитализм, пусть и в меньшей степени, чем феодализм, но все равно использует религиозные чувства для того, чтобы заставить служить народ своим интересам. Именно поэтому религию и называют опиумом для народа. Но при этом коммунисты ни в коем случае не искючают ни Коран, ни Библию из культурного наследия народов.

  16. Али |

    Религия явслется составляющей культуры только в религии «светскости». На самом деле вера — это образ жизни и мировоззрение, это не религия. Почитайте труды современных социологов на эту тему. Не говорите устарелыми штампами.
    «Плохо то, что вероющими людьми очень легко управлять, поэтому капитализм, пусть и в меньшей степени, чем феодализм, но все равно использует религиозные чувства для того, чтобы заставить служить народ своим интересам.»
    Историю ислама вы не знаете вообще. Вы просто цитируете какого-нибудь очередного немецко-еврейского коммуниста, для которого Европа — это мир, остальное — исключения.

  17. Чингисхан |

    Руслан | Март 26th, 2009 at 6:42 пп
    в советские времена издавались большими тиражами и Коран, и Библия.
    ——————
    Какими «большими тиражами» конкретно ?! Лично я всегда интересовался книгами, не пропускал ни один книжный магазин, но Коран и Библию впервые увидел воочию только когда советская власть дышала на ладан. В общем, либо сведения и факты на стол, что и сколько, либо признайся, что соврал.

  18. Руслан |

    «Не говорите устарелыми штампами.»

    Это мое мнение, я его высказываю здесь.

    «Историю ислама вы не знаете вообще. Вы просто цитируете какого-нибудь очередного немецко-еврейского коммуниста, для которого Европа — это мир, остальное — исключения.»

    История Ислама мне прекрасно известна, даже реферат писал на третьем курсе на эту тему. Была у нас и «история религий», факультативный курс. Ислам появился потому, что был востребован кокретной политической ситуацией в Западной Аравии. И да — вы что-то имеете против немецких евреев?

    Чингисхан
    Из Большой Советской Энциклопедии:
    «С арабского оригинала Коран перевели Д. Богуславский (1871, не опубликован), Г. С. Саблуков (Казань, 1878 и др. издания), А. Е. Крымский (М., 1905, «Суры старейшего периода»), И. Ю. Крачковский (М., 1963).

    Издания Коран в СССР: Коран, Таш., 1960; Коран, пер. и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963 (приложена библ.).»

    Как видно, в России Коран издавался 3 раза за 400 лет, в СССР — один раз за 70 лет. То есть в СССР выпускался в два раза чаще. Именно это издание — перевод Крачковского — есть у меня дома, и не только у меня. Тираж был достаточно большим, всякий, кто желал, мог купить. У меня мама работала в Доме книголюбов, я говорю по ее словам.

  19. Япанча |

    Руслан, к сожалению моя мама в Доме книголюбов не работала. И поэтому я в большом количестве читал атеистическую литературу (З.Косидовского, А,Донини) потому что только там можно было найти хоть что-то по истории религий. Что касается первоисточников, то они при власти Советов если издавались, то шли прямым ходом в спехран. И чтобы взять ее там, нужно было долго и в подробностях объяснять, зачем она, книга, тебе понадобилась.

    К примеру в библиотеке КГУ существовал отдел редких рукописей и книг, в котором содержались не только ценные раритеты, но даже почему-то «Мастер и Маргарита» 1977 года издания.

  20. Али |

    «Ислам появился потому, что был востребован кокретной политической ситуацией в Западной Аравии»
    Гыы, у меня такое чувство, что разговариваю со студентом 3 курса, который знает про историю ислама по реферату, скачанному им из интернета и написанному по книгам советских историков-марксистов))
    Политическая ситуация в Малайзии тоже этого требовала? На Мальдивах? В Волжской Булгарии? Испания? Судан? Балканы? Золотая Орда? Китай?
    Руслан, какая политическая ситуация, ты сбрендил? Ты считаешь что Мухаммад был гениальным политологом, ибо он получается рассчитал все так, что через несколько десятилетий ислам распространился на полмира? Человек, который не умел НИ ЧИТАТЬ, НИ ПИСАТЬ? Который не видел ничего кроме Мекки и двух-трех Богом забытых поселков в Аравии. И он ПРИДУМАЛ такую штуку, что бедуины-арабы вдруг стали самой продвинутой нацией на свете? Что вдруг все науки в Европу от арабов достались? И такую штуку придумал неграмотный араб, что через 1 400 лет у нее 1 300 000 000 последователей? У тебя либо проблемы с логикой, либо уж очень сильно в тебя вбили политэкономическую идеологию.

  21. Алмаз |

    И все же религия опиум для народа. Ключевые фразы, пророк ни умел ни читать, не писать на долго. НЕ одно столетие ещё татар халкы будет разгребать арабо-евейскую литературу.

  22. Али |

    «Ключевые фразы, пророк ни умел ни читать, не писать»
    Ну да, тогда откуда у него эта книга, которая до сих пор потрясает умы, в том числе западных ученых? Ответ только один — оттуда же откуда все остальные книги, от Всевышнего.
    Насчет арабо-еврейского заговора — это плиз в очередь за желтыми справками. Видимо из-за заговора булгары уже в 8 веке начали в ислам переходить. Видимо из-за заговора евреи так дружно с арабами живут. Мир не татароцентричен, Алмаз, он вертится вокруг тех, кто может его вертеть вокруг пальца и не зависеть от него. Могли арабы, когды были лучшими мусульманами — они завоевали полмира, могли монголы с кипчаками, ставшие мусульманами, могли османы, потом европейцы. Последние — это всего 2-3 века, это очень мало, не стоит думать, что это вся история.

  23. Алмаз |

    Али всё одно и тоже, (потрясает умы, в том числе западных учёных). Насчёт заговора не в курсе,я же имел ввиду единый источник. Могли арабы и т.д… Да могли,реформаторство всегда приносило свои плоды, каждая эпоха имеет своих героев, но ключевая фраза опять же могли. Али, всё это бесполезная болтовня, каждый останется при своём. Знаю одно не синтезирует татар халкы науку, религию, философию не одно столетие будет колбасится на одном и том же месте.

  24. Хакимхан |

    Х?рм?тле зыялылар! Тарихны яхшы бел?сез, хуплыйм. ?йтуегез буенча, берчакта да татар халкына, б?генге к?н булмасын, Р?сс?й-борчак патшасы чорында булмасын, яш?у ?и?ел булмаган. ?мма, Сез темадан читк? тайпылып, тарихка кубр?к бирелеп киттегез, булса кир?к. Тарихка таянмый, катмарлы тормыш с?хиф?л?ренд? с?ях?тче булу жинел тугел, ?лбитт?. Л?кин б?генге татар х?ле, аны? кил?ч?ге турында к?бр?к ??г?м? алып барсак, яхшырак булмас мик?н?
    Тагын бер м?с?л?г? тукталасым кил?. Минем уй буенча, Сез, татар халкыны? к?ренекле агзалары буларак, Интернет укучыларыбызга ?рн?к к?рс?теп, узегезне? ачыкламаларыгызны татар теленд? язсагыз ?йб?тр?к булыр иде. Татарны? тигезлеге ?чен к?р?шт? бу да онгай т?ъсир ит?р иде. Сезне? к?бегез, б?лки татарча язу т?гел, татар теленд? с?йл?ш? д? белмидер д?, л?кин урыс телен? язышып, татар телен алга ?т?реп буламы сон? Буген урам-татар теле урыс с?зл?ре бел?н, нык ч?пл?нг?н. Саф ?д?би телд? с?йл?шк?н татарны, к?ндез ш?м бел?н ген? эзл?п табарга момкин. ??р беребез узебезне? телм?рл?ребезг? игътибарлы булсак, ешрак татар теленд? с?йл?шс?к, язсак, бу да унай йогынты ясаячак.
    Чын татарларга унышлар тел?п, мин.

  25. Рустам 1 |

    Хакимхан | Март 17th, 2009 at 8:31 дп
    Минем тирэн фикерем буенча, татарларнын аерым хокумэтен булдырмыйча, татарнын телен дэ, мэдэниэтен дэ саклап калып булмыйачак.
    ——————
    Д?рес с?зл?р. Бер-ике й?з елдан татар теленд? с?йл?шерлек кеше д? калмаска м?мкин.
    Татарларга б?йсез ил (Татарстан яки Идел-Урал)кир?к.
    Необходимо реализовать результаты референдума 1992 года в Татарстане по суверенитету(если нужно провести дополнительный референдум, который покажет более весомый результат) и строить свое государство. А что в данный момент можно сделать в этом направлении?

  26. Ирек Таттарыч |

    Народ ли, редакция ли подскажите пожалуйста, как здесь темы отыскиваются. Ну, то есть, как например сейчас тему «Яыкознание» отыскать, ну и конечно другие тоже.

  27. Япанча |

    Ирек Таттарыч
    http://tatpolit.ru/category/zvezda/2009-02-15/1360

  28. Япанча |

    А что в данный момент можно сделать в этом направлении?

    Мне думается, для реальной победы на грядущем референдуме (если, конечно, таковой состоится), необходимо, чтобы за идею независимости проголосовала как минимум половина русского и вообще нетатарского населения республики. (Это если исходить из того, что ВСЁ татарское население выскажется «за»).
    А для того, чтобы это произошло, лидерам национального движения следует отказаться от русофобской риторики. Мне думается, что такая, к примеру, фигура, как небезызвестный Вил Мирзаянов, у которого ненависть к России и к русским сочится из всех пор, способен оттолкнуть не только русских, но и здравомыслящих татар.

  29. Чингисхан |

    Мне кажется, татарофобам, рьяно выступающим против татарской школы и телевидения под самыми разными предлогами, пора смотреть на вещи не через татарофобские очки, а через реальность. Любовь к своему языку и народу вовсе не означает ненависти к чужим языкам и народу. Но зомби, накачанным имперской пропагандой, это очень трудно понять, поскольку у них нет ни стыда, ни разума.

  30. Япанча |

    Чингисхан

    Когда на персональном сайте мистера Мирзаянофф начертано: «Маразм — национальная черта русских», будут ли русские, а также здравомыслящие татары голосовать за такого?

    Любовь к своему языку и народу вовсе не означает ненависти к чужим языкам и народу. Безусловно. Но когда индивид вместо того, чтобы выучить наконец столь любимый им язык оскорбляет других, разбрасывается бранными словами, за которые в реале схлопотал бы соплям, — это не есть любовь.

    Что мешает индивиду выучить язык? Ну разумеется Путин с Медведевым! ФСБ! Госдума! Жириновский. Кто угодно, но не собственной скудоумие.

  31. Чингисхан |

    Япанча | Март 30th, 2009 at 1:29 пп
    Что мешает индивиду выучить язык? Ну разумеется Путин с Медведевым! ФСБ! Госдума! Жириновский. Кто угодно, но не собственной скудоумие
    ———————————-
    Так-так ! Япанча обвиняет русских в Латвии и Эстонии, а также на Украине, а это порядка 15 миллионов человек, в скудоумии, поскольку они требуют права на образование на родном языке, хотя им индивидуально ни Ющенко, ни кто любой другой не запрещает и не мешает выучить язык. По Япанче, этому мешает только собственное скудоумие. И после этого Япанца-равиль утверждает, что он не расист и не нацист. Странно, однако…

  32. Япанча |

    Чингисхан

    Теле?не ?йр?н, ?афа! Татарча китаплар укы! Балалары?ны ничек ир?терсе?? Чи ма?кортларны ?стер?се? бит, кеше к?лкесе!

  33. Чингисхан |

    Япанча, урысларга рус китапларын укырга кем комачаулый ?!!! Монда китап турында т?гел, м?кт?п турында с?йлил?р, кеше к?лкесе! Татарча белс??д?, син барыбер ма?корт, ч??ки син м?кт?бен? дошман.

  34. Япанча |

    Чингисхан, я всё сказал. Более говорить не о чем.
    Знаю, что не угомонишься, будешь тявкать, как болонка. Но больше ты меня не спровоцируешь, не старайся.
    Dixi!

  35. Чингисхан |

    Смысл тявкания русских империалистов и их подвывал прост: нечего, вам, татарам и прочим нерусским унтерменшам, иметь свои школы, телевидение все прочие культурные органы, хватит с вас и обучения на кухне. Читайте татарские книги, это мы вам ПОКА разрешаем, но о татарских школах и не мечтайте ! А я думаю, что хватит терпеть русское иго, пора его сбросить, тогда мы сможем дружить с русскими как равные. А между неравными дружбы не может быть, как не может быть дружбы между начальником и подчиненным.

  36. Хакимхан |

    Рустам 1 | Март 29th, 2009 at 12:15 дп
    «Татарларга б?йсез ил (Татарстан яки Идел-Урал)кир?к. Необходимо реализовать результаты референдума 1992 года в Татарстане по суверенитету(если нужно провести дополнительный референдум, который покажет более весомый результат) и строить свое государство. А что в данный момент можно сделать в этом направлении?»

    Минем уй буенча, Идел-Урал иле Рэссэй татарларынын ихтыяжына кубрэк туры килэ. Ул илгэ 1920нче еллардагы Уфа губернясынын да зур олешен тэшкил иткэн татар жирлэре дэ керергэ тиеш була. Эмма 1992 елгы референдум татарстанда уткэрелу сэбэпле, ул, алда эйтеп уткэн Уфа губерниясенэ юридик яктан кочсез. Э инде калган регионнарда яшэуче татарлар ботенлэй читтэ торып калалар. Шулай булгач, шул референдумнын нэтижэсен файдаланыйк дигэндэ, башта Татарстан илен тозу белэн чиклэнеп, бу эшне башкаручылар башка олкэлэрне икенче, оченче этапка калдырырга мэжбур булачаклар. Башка референдум уткэру турындагы уйланулар кирэк, лэкин анын очен зур хэзерлек кирэк, финанс яктан да, халык анын дэвалау турында да. Э эзерлексез уткэреп, нэтижэсез эш булып барып чыкса, анардан ни файда? Халкыбызнын олы политиклары чынлап тотынса гына бу эшне жинеп чыга алу момкин.Бу эшне тормышка ашыру юлында ТР, БР хокумэте житэкчелэре Рэссэй турэлэре белэн Конституция нигезендэ тотырыклы элемтэ алып барырга тиешлэр. Бу юнэлештэ, ачык корэш алып баручы зыялыларыбыз, татарнын хэлен жинелэйту, анын телен саклау тырышлыгында татар белэн татар арасында низагалашу очракларын купкэ киметсеннэр иде. Республика хокумэте башлыкларыбыз да (без белэбез, Рэссэй хокумэте алдында оппозицияны хэзергэ яклап чыга алмыйлар)суверенитетны ныгыту юлларын югарырак кимэлгэ кутэрергэ тиешлэр. Татар халкы очен корэшкэн узебезнен Республика кешелэрен, аларга булмаган ялалар ягып, битэрлэу очраклары булмасын иде. Рэфис Кашаповнын тэннэрен имгэттереп, татар очен корэшуе «Герой» ииеме биругэ ия бит. Фэузиэ Бэйрамованы алыйк. Анын чыгышлары, статьялары, эйткэн сузлэре, эшлэгэн эшлэре татар халкына олы урнэк булып тормый мыни? Андый зыялыларыбыз булганда, татар халкы яшэячэк! Тик узебезнен татар турэлэребез, аларны эзэрдеклэугэ юл куймасыннар иде. Бу чыгышымны миллэтемэ ондэу сузлэре белэн тэмамласым килэ:
    Ботен бонья татарлары, берлэшегез!
    Бергэ булыйк, бердэм булыйк!

Прокомментируйте

C правилами комментирования соглашаюсь.